Директор Вятского палеомузея Алексей Торопов: «Оценить культуру цифрами сложно»
У государственных учреждений культуры есть условные количественные метрики: посетители, выставки, экспонаты, мероприятия.
Особенности «ремесла»
– Алексей Леонидович, прежде чем стать директором вы прошли путь от рядового работника, выезжающего на раскопки. На ваш взгляд, во главе узкопрофильного учреждения должен стоять тот, кто знает от и до внутреннюю работу, или это необязательно?
– Необязательно. На руководящую должность можно поставить хорошего управленца, экономиста, далекого от внутренней, профильной работы учреждения. Но он не должен сидеть в кабинете: чтобы грамотно руководить, ему придется вникать во все тонкости. В случае с палеонтологическим музеем это вопросы организации выездов в труднодоступные места нахождения остатков древних животных и растений, организация транспортировки многокилограммовой загипсованной находки в лабораторию, участие в конференциях, экспедициях в другие регионы. Когда ты сам все это испытал, то представляешь, что испытывают твои сотрудники в определенных ситуациях, и стараешься сразу проработать эти моменты.
– Проходили ли курсы повышения квалификации, бизнес-школы по управлению музеем? Или все тонкости руководства познавались на опыте?
– Когда директором музея был Альберт Юрьевич Хлюпин, он передавал мне свой опыт, учил особенностям «ремесла» на случай его командировок. Поэтому изначально всё познавалось на его учениях и собственном опыте. Уже после назначения на должность я отучился в магистратуре по специальности «Государственное и муниципальное управление». Получил диплом управленца.
– Помогло в работе?
– Учеба дала понимание общей структуры работы госорганизации, но не дала практического знания по управлению именно государственным учреждением культуры. Открытые семинары, мероприятия, обучающие сессии в большей степени рассчитаны на бизнес-сообщество. А сейчас специфика работы в государственном учреждении настолько далека от принципов ведения частного бизнеса, что знания окажутся нерелевантны запросу. Потому планирую пройти курсы повышения квалификации именно по управлению культурным учреждением.
– Какие управленческие решения планируете принять в ближайшее время?
– Готовлюсь к увеличению кадрового состава – минимум на шесть человек: предположительно, заместителя директора, экономиста, закупщика, специалиста по связям с общественностью, хранителя и смотрителя музейных фондов в Котельниче. Это необходимо для оптимизации собственной работы, чтобы снять с себя ряд задач. Например, поручить заместителю вопросы безопасности учреждения, охраны труда, ведения антикоррупционной работы, закупок и так далее. На данный момент эти вопросы занимают время, которое надо бы посвятить основной деятельности – стратегическому развитию Вятского палеонтологического музея.
– В чем еще заключается ваша работа?
– Отвечу историей. Однажды я в фирменной футболке зашел в экспозиционный зал, куда пришла посетительница. Увидев меня, стала стандартно расспрашивать о подлинности экспонатов. Кратко ответил на все вопросы. После чего женщина, посмотрев на меня, спросила: «Вы смотрителем работаете?» Ответил: «Да, я здесь за всем присматриваю». Поэтому, чтобы не углубляться в должностные инструкции, задача руководителя заключается в том, чтобы все направления деятельности развивались.
В чём измерять эффективность?
– Какие есть метрики для оценки эффективности работы государственного музея?
– Как и другим областным музеям, палеонтологическому выделяют субсидию для осуществления деятельности и дают государственное задание. Мы должны достичь ряд показателей: финансовое обеспечение, количество туристов в стационарном музее и на временных выставках, количество новых предметов, которыми пополнились фондовые коллекции, число открываемых выставок и другие чуть менее значимые метрики.
– Вятский палеонтологический музей на сегодня эффективен?
– Стараемся выполнять планы плюс-минус на 100%. Практика показывает, что существенное перевыполнение планов свидетельствует о неграмотном планировании. Да, бывают и просадки по показателям. Но они, во-первых, редкие, во-вторых, я уже представляю, какие шаги нужно предпринять, чтобы показатель был выполнен.
– А по внутреннему ощущению?
– Оценить культуру цифрами очень сложно. Например, в музей привели группу школьников: они пронеслись по залам, не обращая внимания на экскурсовода, разговаривая о своем, слушая музыку, смотря в телефон. Можно ли такое посещение назвать эффективным? Скорее нет. А когда на эту же выставку пришла семья, которая приехала в Киров специально из другого региона, чтобы посетить в том числе и палеонтологический музей, внимательно слушала, задавала вопросы? Взаимодействие получилось более качественным и значимым.
Особенность и сложность культуры в том, что результат нашей работы со школьниками, студентами виден не сразу. Посещения музеев, театров, выставочных залов формирует здоровую личность с определенными морально-этическими ценностями, здравыми жизненными ориентирами. Эффект от нас, учреждений культуры, мы увидим только через 10-15 лет. А сейчас у нас есть условные цифры. Знаем, к примеру, что в Ночь музеев к нам пришло 3500 человек.
Фото: Елена Тигрина.
Музей и деньги
– Бытует мнение, что учреждения культуры – совершенно неприбыльная история.
– Мне импонирует позиция, что учреждения культуры и музеи – это вообще не про зарабатывание. Их задачи, в первую очередь, собирать и сохранять культурные ценности, во вторую – быть туристическим объектом и привлекать в город гостей. Зарабатывать будут отели, магазины, сувенирные лавки, малый и средний бизнес. Поэтому все государственные музеи убыточны.
– Выходит, музей – это не бизнес?
– Бизнес зарабатывает деньги. Музей воспитывает людей и сохраняет культуру.
В случае с частными музеями два варианта. Либо у человека есть собственное предприятие, а сбор экспонатов, формирование экспозиций и выставочная деятельность являются хобби и отдушиной. Либо это коммерческий проект, направленный на привлечение посетителей, но под универсальной маркировкой «музей».
– Частные музеи для вас конкуренты?
– Если смотреть с точки зрения тематики и содержания, то нет. Наши посетители, люди, которым интересна естественная наука, в меньшей степени тяготеют, например, к живописи, скульптуре. Поэтому не пойдут в художественный музей. И наоборот, людям, которым интересно искусство, вряд ли придут к нам.
Вопрос надо рассматривать шире: это конкуренция за свободное время человека. Если ему без разницы, что посещать, то и художественный музей, и музей шоколада, и кинотеатр, и стриминговая платформа – наши конкуренты.
Без объединения и дробления
– Некогда ходили слухи, что палеомузей станет частью областного краеведческого музея. Сейчас вы отдельная самостоятельная единица. Разговоров о слиянии нет?
– В Кирове всего четыре областных музея: краеведческий, художественный, палеонтологический и музей космонавтики.
Вопрос о слиянии поднимался, но исключительно из соображений экономии средств. При реорганизации музей стал бы палеонтологическим отделом при краеведческом музее, был бы упразднен административно-управленческий аппарат. Но, когда были подсчитаны цифры, то выгода не превышала 300-400 тысяч рублей. Экономического эффекта не случилось бы, а область потеряла бы узнаваемый, автономный бренд в лице Вятского палеонтологического музея.
Если бы мы стали структурной единицей более крупного (пусть и старинного) музея, то потеряли бы часть свободы в организации экспедиционных выездов, посещения конференций, развития экспозиций и ведения научной работы. На сегодняшний день, уверен, объединение нашего музея с кем бы то ни было не оправдано. И такого не будет. По крайней мере с 2016-2018 годов нет даже предпосылок.
– Чем отличается Котельничский палеонтологический музей?
– Несмотря на то, что Котельничский палеонтологический музей появился гораздо раньше (в 1994-ом), он является нашим структурным подразделением. Мы единый организм. Одна из задач палеомузея – рассказать, как шло развитие животного мира на нашей планете. Это мы можем проиллюстрировать фундаментальными палеонтологическими находками со всего мира. С этой точки зрения около 50-60% экспозиций двух музеев совпадают. Котельничский отдел обладает небольшим, но отдельным выставочным залом, где регулярно открываются временные выставки.
– Стоит ли открывать в других районах палеонтологические отделы и филиалы? Например, в Лебяжье, где нашли останки мамонта?
– Я не сторонник создания филиалов...хотя всерьез не задумывался над этим вопросом. Какой смысл открывать еще один филиал, если и в Кирове, и в Котельниче музей находится в арендованных помещениях?
475 вместо 2000
– Чуть больше года назад палеонтологам передали на праве оперативного управления историческое здание в центре города – бывший роддом №1. Про переезд, как понимаю, говорить еще очень рано?
– Все верно. На восстановление исторического здания необходимы огромные средства. Только на проектно-сметную документацию около 15-17 млн рублей по ценам 2023 года. У области таких средств нет.
Поэтому единственно оптимальный вариант – сдача здания в аренду с условием восстановления объекта и дальнейшей его эксплуатации в течение 25 лет, чтобы «отбить» вложенные средства. В это время палеонтологический музей продолжает работать в стенах кукольного музея. Когда срок договора аренды закончится, здание полностью перейдет в наше пользование.
В 2023 году мы передали здание в аренду тульской компании, специализирующейся на реставрационных работах. Они уже получили разрешение на проведение исследовательских работ. Других механизмов, которые позволили бы и восстановить здание, и открыть для музея перспективы, пока нет.
– О чем болит душа директора палеомузея?
– О расширении музея! Нам катастрофически не хватает помещений.
Во-первых, помещения нужны для хранения фондов – еще чуть-чуть и будут нарушаться условия хранения имеющихся экспонатов. «Выселять» фонды в отдельное помещение не получится, так как для них нужны особые условия транспортировки, размещения и содержания.
Во-вторых, с точки зрения образовательной миссии мы предоставляем информацию не в полном объеме. Палеонтология рассказывает о полном цикле развития животного мира. А мы из-за нехватки площадей остановились на вымирании динозавров...и целая эпоха – 65 миллионов лет жизни до появления человека – абсолютно не показана. Также нет отдельного помещения и для временных выставок. Вы не представляете, какие изумительные выставки палеонтологической тематики можно привезти в Киров. У нас есть предварительные договоренности с коллегами из Ульяновска, из Санкт-Петербурга, из Москвы – Дарвиновского музея.
В-третьих, современному человеку для посещения музея недостаточно просто интересной экспозиции, ему нужны тематические площадки, сувенирные магазины, атмосферные кафе или комнаты для детей.
Не будем загадывать, но в ближайшие три-пять лет, надеюсь, вопрос о дополнительных площадях для музея начнет решаться.
– Можно найти решение другим способом? Например, организовать совместную выставку с другим музеем, чьи площади позволяют?
– Здесь встает вопрос амбиций, в том числе. Я с уважением отношусь ко всем коллегам, но крутой тематический проект хочется реализовать на своей площадке.
– Есть в Кирове такие объекты, куда вы могли бы переехать?
– Если мечтать и планировать глобально, то наша цель – в том, чтобы в Кирове появился полноценный, масштабный палеонтологический центр, где была бы и постоянная экспозиция, и современные временные выставки, и фонды, места для работы с посетителями, помещения для мастер-классов, кружков. Потребность – в развитии и популяризации этого направления. Для того, чтобы такой центр появился, нужно около 2000 квадратных метров. Сейчас палеонтологический музей размещен на 475 квадратах. Если мы переедем в помещение чуть большее по площади, то затраты будут высокие, а эффект незначительный.
Мне нравится практика, когда не музей пытаются впихнуть в существующее здание, а под него строят отдельный объект. Например, при строительстве московского палеонтологического института обсуждался вопрос создания такого архитектурного облика и планировки, чтобы в здании мог разместиться только этот институт и никто больше. Такой подход избавляет от риска выселения. В Кирове подобную практику применили для создания Детского космического центра.
Фото: Валентин Попов.
О профессионально-личном
– У вас есть профдеформация?
– Не столько профдеформация палеонтолога, сколько директора – въелся ген бюджетника. Я не представляю, как, например, в коммерческой организации можно оперативно организовать поставку товара. Коммерсанты находят подрядчика, выписывают счет, оформляют заявку – всё. В моем понимании надо собрать коммерческие предложения, запланировать объем расходов, внести в план финансовой деятельности, запустить процедуру торгов. Сейчас, в марте, мы уже готовим смету крупных мероприятий и выставок на следующий год.
– По чему больше всего вы скучаете как научный сотрудник и как человек, который регулярно выезжал на раскопки?
– Наверное, по беззаботным полупрофессиональным диалогам после рабочего дня у костра. Только в такой неформальной атмосфере можно откровенно поговорить с коллегами, получить честный взгляд со стороны.
– Что раздражает вас как директора?
– Слабый тайм-менеджмент на всех уровнях: неумение планировать и, как следствие, несвоевременные действия. То, что люди не готовы брать на себя ответственность за принятые решения. И, с моей точки зрения, в ряде случаев необоснованно раздутый документооборот.
– Что нравится в работе директора?
– Возможность реализовывать в первую очередь те проекты, которые мне больше всего интересны.
– Возникали ли мысли сменить профессию?
– Да. (Смеётся). В государственном учреждении масса возможностей, которые позволяют реализоваться, достичь каких-то высот. Но вместе с тем здесь много и ограничений. В течение этих десяти лет часто думал, могу ли я открыть свое дело или, предположим, стать ведущим на радио или телевидении, учителем биологии – я по основному образованию учитель биологии... Мне кажется, думать о том, чем бы ты мог еще заняться в этой жизни, – это нормально. Это хотя бы мысли о выходе из зоны комфорта.
Но пока я остаюсь на этом месте. И каждое утро иду не на работу, а заниматься развитием музея.
Последние новости
В Кировской области наградили организаторов спортивных событий
Сегодня в правительстве Кировской области прошла торжественная церемония награждения организаторов ярких спортивных событий и медиапроектов в области спорта.
Переохлажденные дожди с мощными снегопадами ударят по россиянам в апреле
Фото из открытых источников Сразу в ряде регионов России синоптики прогнозируют обильные осадки.
Апрельскую пенсию пересчитают и начислят деньги за 8 лет: новая весенняя надбавка за советский стаж
Из архива prochepetsk.ru Несмотря на то, что СССР прекратил существование более 30 лет назад, его наследие продолжает сказываться на современной пенсионной системе России.
Коррекция фиброза и возрастных изменений: когда показан эндотканевой лифтинг
Как современная технология помогает вернуть коже упругость, убрать отёки и улучшить рельеф без хирургии