Директор Вятского палеомузея Алексей Торопов: «Оценить культуру цифрами сложно»

У государственных учреждений культуры есть условные количественные метрики: посетители, выставки, экспонаты, мероприятия.

У государственных учреждений культуры есть условные количественные метрики: посетители, выставки, экспонаты, мероприятия. В то же время эффективность работы они не отражают, она б удет заметна только через несколько лет. Об этом, конкуренции с частным бизнесом, объединении музейных активов и гене бюджетника «Бизнес новости» поговорили с Алексеем Тороповым. Как раз 31 марта 2024 года исполняется десять лет с тех пор, как он возглавил Вятский палеонтологический музей.

Особенности «ремесла»

– Алексей Леонидович, прежде чем стать директором вы прошли путь от рядового работника, выезжаю­щего на раскопки. На ваш взгляд, во главе узкопрофильного учреждения должен стоять тот, кто знает от и до внутреннюю работу, или это необя­зательно?

– Необязательно. На руководящую долж­ность можно поставить хорошего управлен­ца, экономиста, далекого от внутренней, профильной работы учреждения. Но он не должен сидеть в кабинете: чтобы грамотно руководить, ему придется вникать во все тонкости. В случае с палеонтологическим музеем это вопросы организации выездов в труднодоступные места нахождения остатков древних животных и растений, организация транспортировки многокилограммовой за­гипсованной находки в лабораторию, участие в конференциях, экспедициях в другие регионы. Когда ты сам все это испытал, то представляешь, что испытывают твои со­трудники в определенных ситуациях, и стараешься сразу проработать эти моменты.

–  Проходили ли курсы повышения квалификации, бизнес-школы по управлению музеем? Или все тон­кости руководства познавались на опыте?

– Когда директором музея был Альберт Юрьевич Хлюпин, он передавал мне свой опыт, учил особенностям «ремесла» на случай его командировок. Поэтому изначально всё познавалось на его учениях и собственном опыте. Уже после назначения на должность я отучился в магистратуре по специаль­ности «Государственное и муниципальное управление». Получил диплом управленца.

–  Помогло в работе?

– Учеба дала понимание общей структуры работы госорганизации, но не дала прак­тического знания по управлению именно государственным учреждением культуры. Открытые семинары, мероприятия, обуча­ющие сессии в большей степени рассчитаны на бизнес-сообщество. А сейчас специфика работы в государственном учреждении на­столько далека от принципов ведения част­ного бизнеса, что знания окажутся нереле­вантны запросу. Потому планирую пройти курсы повышения квалификации именно по управлению культурным учреждением.

–  Какие управленческие решения пла­нируете принять в ближайшее вре­мя?

– Готовлюсь к увеличению кадрового со­става – минимум на шесть человек: предпо­ложительно, заместителя директора, эконо­миста, закупщика, специалиста по связям с общественностью, хранителя и смотрителя музейных фондов в Котельниче. Это необхо­димо для оптимизации собственной работы, чтобы снять с себя ряд задач. Например, по­ручить заместителю вопросы безопасности учреждения, охраны труда, ведения анти­коррупционной работы, закупок и так далее. На данный момент эти вопросы занимают время, которое надо бы посвятить основной деятельности – стратегическому развитию Вятского палеонтологического музея.

–  В чем еще заключается ваша работа?

– Отвечу историей. Однажды я в фирмен­ной футболке зашел в экспозиционный зал, куда пришла посетительница. Увидев меня, стала стандартно расспрашивать о под­линности экспонатов. Кратко ответил на все вопросы. После чего женщина, посмо­трев на меня, спросила: «Вы смотрителем работаете?» Ответил: «Да, я здесь за всем присматриваю». Поэтому, чтобы не углу­бляться в должностные инструкции, задача руководителя заключается в том, чтобы все направления деятельности развивались.

В чём измерять эффективность?

–  Какие есть метрики для оценки эф­фективности работы государствен­ного музея?

– Как и другим областным музеям, палеонтологическому выделяют субсидию для осуществления деятельности и дают госу­дарственное задание. Мы должны достичь ряд показателей: финансовое обеспечение, количество туристов в стационарном музее и на временных выставках, количество новых предметов, которыми пополнились фондовые коллекции, число открываемых выставок и другие чуть менее значимые метрики.

–  Вятский палеонтологический музей на сегодня эффективен?

– Стараемся выполнять планы плюс-минус на 100%. Практика показывает, что суще­ственное перевыполнение планов свиде­тельствует о неграмотном планировании. Да, бывают и просадки по показателям. Но они, во-первых, редкие, во-вторых, я уже представляю, какие шаги нужно предпри­нять, чтобы показатель был выполнен.

–  А по внутреннему ощущению?

– Оценить культуру цифрами очень сложно. Например, в музей привели группу школь­ников: они пронеслись по залам, не обращая внимания на экскурсовода, разговаривая о своем, слушая музыку, смотря в телефон. Можно ли такое посещение назвать эффек­тивным? Скорее нет. А когда на эту же вы­ставку пришла семья, которая приехала в Киров специально из другого региона, чтобы посетить в том числе и палеонтологический музей, внимательно слушала, задавала во­просы? Взаимодействие получилось более качественным и значимым.

Особенность и сложность культуры в том, что результат нашей работы со школьника­ми, студентами виден не сразу. Посещения музеев, театров, выставочных залов форми­рует здоровую личность с определенными морально-этическими ценностями, здравыми жизненными ориентирами. Эффект от нас, учреждений культуры, мы увидим только через 10-15 лет. А сейчас у нас есть условные цифры. Знаем, к примеру, что в Ночь музеев к нам пришло 3500 человек.


Фото: Елена Тигрина.

Музей и деньги

–  Бытует мнение, что учреждения культуры – совершенно неприбыль­ная история.

– Мне импонирует позиция, что учрежде­ния культуры и музеи – это вообще не про зарабатывание. Их задачи, в первую очередь, собирать и сохранять культурные ценности, во вторую – быть туристическим объектом и привлекать в город гостей. Зарабатывать будут отели, магазины, сувенирные лавки, малый и средний бизнес. Поэтому все госу­дарственные музеи убыточны.

–  Выходит, музей – это не бизнес?

– Бизнес зарабатывает деньги. Музей вос­питывает людей и сохраняет культуру.

В случае с частными музеями два вариан­та. Либо у человека есть собственное пред­приятие, а сбор экспонатов, формирование экспозиций и выставочная деятельность являются хобби и отдушиной. Либо это ком­мерческий проект, направленный на привле­чение посетителей, но под универсальной маркировкой «музей».

–  Частные музеи для вас конкуренты?

– Если смотреть с точки зрения тематики и содержания, то нет. Наши посетители, люди, которым интересна естественная наука, в меньшей степени тяготеют, например, к живописи, скульптуре. Поэтому не пойдут в художественный музей. И наоборот, лю­дям, которым интересно искусство, вряд ли придут к нам.

Вопрос надо рассматривать шире: это конкуренция за свободное время человека. Если ему без разницы, что посещать, то и художественный музей, и музей шоколада, и кинотеатр, и стриминговая платформа – наши конкуренты.

Без объединения и дробления

–  Некогда ходили слухи, что палео­музей станет частью областного краеведческого музея. Сейчас вы от­дельная самостоятельная единица. Разговоров о слиянии нет?

– В Кирове всего четыре областных музея: краеведческий, художественный, палеонто­логический и музей космонавтики.

Вопрос о слиянии поднимался, но ис­ключительно из соображений экономии средств. При реорганизации музей стал бы палеонтологическим отделом при кра­еведческом музее, был бы упразднен ад­министративно-управленческий аппа­рат. Но, когда были подсчитаны цифры, то выгода не превышала 300-400 тысяч рублей. Экономического эффекта не слу­чилось бы, а область потеряла бы узнава­емый, автономный бренд в лице Вятского палеонтологического музея.

Если бы мы стали структурной единицей более крупного (пусть и старинного) музея, то потеряли бы часть свободы в организа­ции экспедиционных выездов, посещения конференций, развития экспозиций и ве­дения научной работы. На сегодняшний день, уверен, объединение нашего музея с кем бы то ни было не оправдано. И такого не будет. По крайней мере с 2016-2018 годов нет даже предпосылок.

–  Чем отличается Котельничский палеонтологический музей?

– Несмотря на то, что Котельничский па­леонтологический музей появился гораздо раньше (в 1994-ом), он является нашим структурным подразделением. Мы единый организм. Одна из задач палеомузея – рас­сказать, как шло развитие животного мира на нашей планете. Это мы можем проиллю­стрировать фундаментальными палеонтоло­гическими находками со всего мира. С этой точки зрения около 50-60% экспозиций двух музеев совпадают. Котельничский отдел обладает небольшим, но отдельным выста­вочным залом, где регулярно открываются временные выставки.

–  Стоит ли открывать в других районах палеонтологические отделы и филиалы? Например, в Лебяжье, где нашли останки мамонта?

– Я не сторонник создания филиалов...хотя всерьез не задумывался над этим вопросом. Какой смысл открывать еще один филиал, если и в Кирове, и в Котельниче музей на­ходится в арендованных помещениях?

475 вместо 2000

–  Чуть больше года назад палеонтоло­гам передали на праве оперативного управления историческое здание в центре города – бывший роддом №1. Про переезд, как понимаю, говорить еще очень рано?

– Все верно. На восстановление историче­ского здания необходимы огромные средства. Только на проектно-сметную документацию около 15-17 млн рублей по ценам 2023 года. У области таких средств нет.

Поэтому единственно оптимальный ва­риант – сдача здания в аренду с условием восстановления объекта и дальнейшей его эксплуатации в течение 25 лет, чтобы «отбить» вложенные средства. В это время палеонтологический музей продолжает работать в стенах кукольного музея. Когда срок договора аренды закончится, здание полностью перейдет в наше пользование.

В 2023 году мы передали здание в аренду тульской компании, специализирующейся на реставрационных работах. Они уже полу­чили разрешение на проведение исследова­тельских работ. Других механизмов, кото­рые позволили бы и восстановить здание, и открыть для музея перспективы, пока нет.

– О чем болит душа директора палео­музея?

– О расширении музея! Нам катастрофи­чески не хватает помещений.

Во-первых, помещения нужны для хра­нения фондов – еще чуть-чуть и будут на­рушаться условия хранения имеющихся экспонатов. «Выселять» фонды в отдельное помещение не получится, так как для них нужны особые условия транспортировки, размещения и содержания.

Во-вторых, с точки зрения образовательной миссии мы предоставляем информацию не в полном объеме. Палеонтология рассказывает о полном цикле развития животного мира. А мы из-за нехватки площадей остановились на вымирании динозавров...и целая эпоха – 65 миллионов лет жизни до появления че­ловека – абсолютно не показана. Также нет отдельного помещения и для временных выставок. Вы не представляете, какие из­умительные выставки палеонтологической тематики можно привезти в Киров. У нас есть предварительные договоренности с колле­гами из Ульяновска, из Санкт-Петербурга, из Москвы – Дарвиновского музея.

В-третьих, современному человеку для посещения музея недостаточно просто ин­тересной экспозиции, ему нужны темати­ческие площадки, сувенирные магазины, атмосферные кафе или комнаты для детей.

Не будем загадывать, но в ближайшие три-пять лет, надеюсь, вопрос о дополнительных площадях для музея начнет решаться.

–  Можно найти решение другим спо­собом? Например, организовать со­вместную выставку с другим музеем, чьи площади позволяют?

– Здесь встает вопрос амбиций, в том числе. Я с уважением отношусь ко всем коллегам, но крутой тематический проект хочется реализовать на своей площадке.

–  Есть в Кирове такие объекты, куда вы могли бы переехать?

– Если мечтать и планировать глобально, то наша цель – в том, чтобы в Кирове появился полноценный, масштабный палеонтологиче­ский центр, где была бы и постоянная экспо­зиция, и современные временные выставки, и фонды, места для работы с посетителями, помещения для мастер-классов, кружков. Потребность – в развитии и популяризации этого направления. Для того, чтобы такой центр появился, нужно около 2000 квадрат­ных метров. Сейчас палеонтологический музей размещен на 475 квадратах. Если мы переедем в помещение чуть большее по площади, то затраты будут высокие, а эффект незначительный.

Мне нравится практика, когда не музей пытаются впихнуть в существующее зда­ние, а под него строят отдельный объект. Например, при строительстве московского палеонтологического института обсуждал­ся вопрос создания такого архитектурного облика и планировки, чтобы в здании мог разместиться только этот институт и никто больше. Такой подход избавляет от риска выселения. В Кирове подобную практику применили для создания Детского косми­ческого центра.


Фото: Валентин Попов. 

О профессионально-личном

–  У вас есть профдеформация?

– Не столько профдеформация палеонто­лога, сколько директора – въелся ген бюд­жетника. Я не представляю, как, например, в коммерческой организации можно опера­тивно организовать поставку товара. Коммер­санты находят подрядчика, выписывают счет, оформляют заявку – всё. В моем понимании надо собрать коммерческие предложения, запланировать объем расходов, внести в план финансовой деятельности, запустить процедуру торгов. Сейчас, в марте, мы уже готовим смету крупных мероприятий и вы­ставок на следующий год.

–  По чему больше всего вы скучаете как научный сотрудник и как чело­век, который регулярно выезжал на раскопки?

– Наверное, по беззаботным полупро­фессиональным диалогам после рабочего дня у костра. Только в такой неформальной атмосфере можно откровенно поговорить с коллегами, получить честный взгляд со стороны.

–  Что раздражает вас как директора?

– Слабый тайм-менеджмент на всех уров­нях: неумение планировать и, как следствие, несвоевременные действия. То, что люди не готовы брать на себя ответственность за принятые решения. И, с моей точки зрения, в ряде случаев необоснованно раздутый до­кументооборот.

–  Что нравится в работе директора?

– Возможность реализовывать в первую очередь те проекты, которые мне больше всего интересны.

–  Возникали ли мысли сменить про­фессию?

– Да. (Смеётся). В государственном учреж­дении масса возможностей, которые позво­ляют реализоваться, достичь каких-то высот. Но вместе с тем здесь много и ограничений. В течение этих десяти лет часто думал, могу ли я открыть свое дело или, предположим, стать ведущим на радио или телевидении, учителем биологии – я по основному обра­зованию учитель биологии... Мне кажется, думать о том, чем бы ты мог еще заняться в этой жизни, – это нормально. Это хотя бы мысли о выходе из зоны комфорта.

Но пока я остаюсь на этом месте. И каждое утро иду не на работу, а заниматься разви­тием музея.


Последние новости

В Кировской области наградили организаторов спортивных событий

Сегодня в правительстве Кировской области прошла торжественная церемония награждения организаторов ярких спортивных событий и медиапроектов в области спорта.

Переохлажденные дожди с мощными снегопадами ударят по россиянам в апреле

Фото из открытых источников Сразу в ряде регионов России синоптики прогнозируют обильные осадки.

Апрельскую пенсию пересчитают и начислят деньги за 8 лет: новая весенняя надбавка за советский стаж

Из архива prochepetsk.ru Несмотря на то, что СССР прекратил существование более 30 лет назад, его наследие продолжает сказываться на современной пенсионной системе России.

Коррекция фиброза и возрастных изменений: когда показан эндотканевой лифтинг

Как современная технология помогает вернуть коже упругость, убрать отёки и улучшить рельеф без хирургии

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Александрове, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *